Каверда,
Е. «Мы вели битву за Батайск в небе и на
земле» /Елена Каверда. // Мой Батайск.
–2008. - №3 (7) апрель. – С.10-11
Все номера
уже вышедших к тому времени журналов «Мой Батайск» бережно сложила и передала в Таганрог Игорю Ивановичу Шавше.
Зная его пристрастие к авиации, космонавтике, ко всему, что связано с патриотизмом и с судьбами ветеранов, - решила, что лучшего подарка к его дню рождения не найти, ведь одна из постоянных тем журнала — военная история, судьбы людей, связанных с нашим городом... И действительно, Игорь Иванович прочел журналы от корки до корки с одним лишь комментарием: «Молодец, Батайск! Так держать! Журнал прекрасный и ваш город — тоже.
Прочитал и — захотелось приехать в Батайск, посмотреть, каким он стал. Ведь я имею отношение к вашему городу, хоть никогда в нем не был: во время Второй мировой войны я, тогда еще механик, готовил к боевым вылетам самолеты, на которых наши летчики бомбили оккупировавших Батайск немцев... Мой 18-й авиационный полк принимал участие в освобождении Батайска и Ростова. Так что мы били врага в небе и на земле». Этой страницы судьбы И. И. Шавши я не знала, несмотря на то, что знакома с ним почти 30 лет.
Оказалось, Игоря
Ивановича Шавшу знают не только в Таганроге, но и в Батайске, ветераны Батайска и Таганрога дружат и встречаются по великим праздникам. Сегодня у нас есть возможность рассказать об этом уникальном человеке, которого можно по праву считать достоянием нации.
Знакомьтесь: гвардии полковник ВВС Игорь Иванович Шавша,
военный летчик-истребитель первого класса, ветеран двух войн: Великой Отечественной и корейской.
После
увольнения из армии Игорь Иванович Шавша восемь лет был начальником летной подготовки Таганрогского
аэроклуба и еще восемь лет руководил детско-юношеским клубом «Дружба». Мальчишки и девчонки жадно слушали рассказы бывалого летчика, учились стрелять из воздушного оружия, (желающие могли даже сдать на разряд по стрельбе из воздушной винтовки). Но самое главное, каждый, кто занимался в клубе, мог примерить на себя настоящий комбинезон боевого летчика — такие комбинезоны летчики надевают для полета в стратосферу. Повезло тем, кому в жизни встретился такой человек, как Шавша. А как складывалась его собственная жизнь?
...Простой деревенский парень, родился в Украине, в Черниговской
области в селе Шептаки. С детства
любил все, что связано с авиацией, обожал рассматривать фотографии великих летчиков - Чкалова, Водопьянова... Но под их снимками всегда писал: «Шавша - летчик, Шавша - летчик» - настолько сильно хотел быть летчиком. По этой причине хотел поступить в аэроклуб. Как человек честный, он написал в заявлении, что его дедушка был попом. И в училище его не зачислили как внука «служителя культа». В аэроклубе занимались девчонки-курсантки, Игорь взял у одной из них парашют и хотел повеситься на стропах. К счастью,
спасли.
После
этого
его вызвал инструктор Колесников, который очень любил Шавшу, поговорил с ним и посоветовал больше про своего деда никому ничего не рассказывать. Он же помог Шавше поступить в летное техническое училище. Так Игорь стал курсантом.
Из училища он должен был выйти лейтенантом технической службы. Но в воздухе пахло войной, и их выпустили досрочно - в звании сержантов. Поздравили, выдали обмундирование и — на фронт. По дороге в свой полк, в Великих Луках — попали под первую бомбежку. Бомба угодила в поезд. Шавшу ранило в ногу. Многих убило. Так 17-летний юноша впервые узнал, что такое война.
- На моих «Яках», которые я готовил к полетам, - говорит И.И. Шавша, - за полтора года войны погибли 7 летчиков. Представьте мое состояние: я готовлю самолет, провожаю летчика, жду... Смотрю в небо... Нет и нет... Не дай Бог больше пережить такое! Лучше летать самому в небе, чем ждать других на земле! Наконец, я получил возможность учиться на летчика. И знаете, кто меня обучал этой настоящей мужской премудрости? Девушки! Хрупкие да маленькие такие, настоящие «таракашки» - лейтенанты Буланова и Федорова. И причем летать учили на «И-16», одном из самых сложных самолетов, на котором не любил летать даже Чкалов. Потом я освоил и другие самолеты...
Во время Великой Отечественной Шавша служил в полку «Нормандия-Неман» техником-механиком. О том времени, о французских летчиках, их героизме и мужестве, человечности у Игоря Ивановича остались самые лучшие воспоминания. Французские летчики прославленного полка «Нормандия-Неман» в годы второй мировой войны вместе с русскими боевыми товарищами героически сражались с немецкими захватчиками, освобождая Европу от фашизма.
Дело в том, что французские летчики летали на наших самолетах — «Яках», техникам-французам обслуживать их было непросто, и техников отправили во Францию, а к «Якам» приставили наших техников. Шавша оказался в числе специалистов полка... Французам наши специалисты понравились. Да и Шавша, по его словам, взял многое от французских летчиков. Многие из них сложили головы в боях за нашу Родину: Из 82-х летчиков в живых осталось 40...
- Мне досталась миссия сопровождать летчиков, когда они возвращались домой во Францию, - рассказывает И.И. Шавша. - Наше правительство решило передать в дар французским летчикам самолеты, на которых они воевали. Мы их перегоняли во Францию, я передал свой «Як-3» командиру полка Пьеру Пуйяду. Кстати, он и сейчас жив. Наш 18-й Гвардейский дважды Краснознаменный ордена Суворова Витебский полк был награжден орденом Почетного легиона Франции «Нормандия-Неман». Я являюсь почетным летчиком этого полка. После второй мировой полк воевал с американцами уже в другой войне, о которой долгие годы никто в нашей стране не знал -
корейской.
В 1 946 году я начал летать на самых первых реактивных самолетах. В 1947 году участвовал в Параде Победы в Москве, на «Як-15» летал над Красной площадью. В том же году группа летчиков в составе шести человек, среди них и я, была на приеме у главы государства — Сталина. Мы показывали, что умеем, и кто мы такие, и что могут простые лейтенанты советской авиации. А как нас потом встречали! Да, тогда в стране ценили и уважали летчиков.
...А потом, в 1950-м, началась корейская война, и наша страна помогала Корее. И снова Шавша попал в самое пекло— участвовал в корейской войне с 1951 по 1952 годы. Нашим летчикам приходилось очень сложно. Особенно тем, у кого не было военного опыта. У Шавши опыта тоже не было: ведь он во время второй мировой был не летчиком, а механиком. Но ему повезло - он попал в звено к опытному ведущему-фронтовику, который фактически научил его воевать.
У американцев было 8 типов боевых самолетов. Один из них — Ф-86, стреловидный «Сейбр». По многим параметрам он был лучше нашего — у нас не было таких мощных тормозов, их самолеты вели себя лучше и на средних высотах, у них была лучше горизонтальная маневренность... Зато у наших «МИГов» был мощнее огонь. И наш самолет был намного живучее. Бывало, мы возвращались на аэродром с 30-ю дырками - пробоинами, но возвращались! И были живы.
Когда
я сбил 4-й самолет, пилота Гарри Мора взяли в плен. На допросе разрешили присутствовать и мне. Я очень хотел посмотреть в глаза этому пилоту. Допрашивал его наш командир, трижды Герой Советского Союза
Кожедуб:
Нам приходилось взлетать над Китаем, а оттуда уже заходили на Корею, это 38-я параллель. Мы должны были летать строго по коридору, который прозвали «красной аллеей». Только туда и обратно, ни на метр
в сторону и ни на метр дальше, иначе окажемся или над океаном, или над вражеской Японией. Но самое противное — это было солнце. Все военные действия велись с утра до обеда. Мы взлетали против солнца, оно нас слепило настолько, что мы подчас не видели противника, даже когда он был рядом, и это давало ему большие преимущества. Американцы же взлетали с территории Японии и все время летели по солнцу. Или, допустим, я преследую американца, он уходит в сторону моря, а мне туда лететь нельзя. С нас взяли расписку, что мы туда ни в коем случае летать не будем, и что не дадимся врагу живыми. И за всю войну в Корее американцам не удалось взять в плен ни одного нашего летчика.
Я ненавижу войны. Я, участник двух из них, считаю, что нет ничего страшнее. Но я не знаю ничего лучше, чем миссия защитника своей Родины... Я видел горе опустошения в нашей стране, я видел, как выжигали Корею напалмом... Я видел, как под самолетом горят улицы, как горят живьем люди, и этот запах гари, запах горелого человеческого мяса преследовал нас долго...
Игорь
Шавша
начал
корейскую войну младшим летчиком, а через год стал командиром эскадрильи. В 53-м году приехал в Таганрог, где до демобилизации из армии служил на таганрогском военном аэродроме...
...В числе его учеников — бывший главком ВВС Михайлов, летчики-асы Квочур и Пугачев, Толбоев и Филатов, космонавт Джанибеков и многие другие.
Его самолет, последний, на котором он летал, СУ-7 под номером «77» стоит и сейчас на площади Авиаторов перед входом в таганрогский авиагородок...
Шавша
по-прежнему в строю. Он по-прежнему болеет душой за страну, за авиацию. Он и сегодня не может смириться с тем, что в стране закрыты 8 летных школ, и среди них - воспитавшее многих великих летчиков Ейское авиационное училище. Шавша и сейчас считает, что нельзя было топить станцию «Мир», что российская авиация должна занять в стране достойное место... Он и сегодня болеет душой за все угнетенные и униженные страны, которым после распада Союза оказалось некому помочь...
Такой
он неравнодушный — гвардии полковник в отставке Игорь Шавша. Военный летчик-истребитель I класса, участник двух войн, воин-интернационалист, лауреат Форума «Общественное признание», почетный летчик полка «Нормандия-Неман». 50 лет в авиации, летал до 60-ти лет! Игорь Шавша освоил 40 типов самолетов и планеров СССР, США, Польши, Чехословакии, Кореи, Китая, Франции...
В двух войнах обслужил 250 боевых вылетов на истребителях, выполнил сам 150 боевых вылетов в Корее. Сбил 5 самолетов противника лично, в группе — 8. Сам был сбит дважды. Участник военного парада на Красной площади в 1947 году. Обучил более 50-ти настоящих летчиков, среди которых — Герои СССР и России, генералы и полковники, заслуженные летчики-испытатели, военные летчики, космонавты...
Был ранен в боях неоднократно, перенес два инфаркта и клиническую смерть. Но ничто не может сломить его духа и крепости. Его патриотизма и оптимизма...
Откуда
черпает силу этот
мужественный человек, чья жизнь была неразрывно связана с защитой Отечества, с войной, с постоянной угрозой собственной жизни? Сам летчик-ас, хотя и не является глубоко верующим человеком, однако считает, что в самые трудные моменты жизни ему всегда помогал Бог. И действительно, некоторые факты биографии Шавши могут показаться весьма интересными - когда его спасли буквально из петли, когда Игорь Шавша все-таки получил возможность учиться летать и стал летчиком.
В самых сложных ситуациях он всегда вспоминал о Боге:
...Весьма верно замечено, что на войне неверующих нет. Во время беседы Игорь Иванович упомянул очень интересный факт: «Когда мы встречались с моим учеником космонавтом Владимиром Джанибековым на его пятидесятилетии, после всех официальных мероприятий он наклонился ко мне и тихо сказал: «Передайте Елене Леонидовне, что Бог есть».
Для верующего человека этот факт весьма показательный. Ведь все мы слышали еще со школьной скамьи заявления атеистов-учителей, что, дескать, Гагарин в космос летал, но Бога там не видел. На эти доводы остроумный ответ дал знаменитый хирург, лауреат Сталинской премии, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Я много раз делал трепанацию черепа, но ума там тоже не нашел».
Игорь Шавша –
человек, который не ищет бога. Бог в его душе и сердце. Шавша знает, что
бог - это все, это прежде всего добро
и справедливость.
И служа Родине, Игорь Шавша служит людям и
Богу. Так пусть же он дождется возрождения России! Он это заслужил.