Каверда, Е. «Мы вели  битву за Батайск в небе и на земле» /Елена Каверда.  // Мой Батайск. –2008. -     №3 (7)  апрель. – С.10-11

 

 

Все номера   уже вышедших к тому времени   журналов «Мой Батайск» бе­режно сложила и передала в Таганрог Игорю Ивановичу Шавше.   Зная его при­страстие к авиации, космонавтике, ко все­му, что связано с патриотизмом и с судь­бами ветеранов, - решила, что лучшего подарка к его дню рождения не найти, ведь одна из постоянных тем журнала — военная история, судьбы людей, связан­ных с нашим городом... И действитель­но, Игорь Иванович прочел журналы от корки до корки с одним лишь коммента­рием: «Молодец, Батайск! Так держать! Журнал прекрасный и ваш город тоже.  Прочитал и захотелось приехать в Ба­тайск, посмотреть, каким он стал. Ведь я имею отношение к вашему городу, хоть никогда в нем не был: во время Второй мировой войны я, тогда еще механик, го­товил к боевым вылетам самолеты, на которых наши летчики бомбили оккупи­ровавших Батайск немцев... Мой 18-й авиационный полк принимал участие в ос­вобождении Батайска и Ростова. Так что мы били врага в небе и на земле». Этой страницы судьбы И. И. Шавши я не зна­ла, несмотря на то, что знакома с ним почти 30 лет.

Оказалось, Игоря Ивановича Шавшу знают не только в Таганроге, но и в Батайске, ветераны Батайска и Таганрога дружат и встречаются по великим праз­дникам. Сегодня у нас есть возможность рассказать об этом уникальном челове­ке, которого можно по праву считать до­стоянием нации.

Знакомьтесь: гвардии полковник ВВС Игорь Иванович Шавша, военный летчик-истребитель первого класса, ветеран двух войн: Великой Отечественной и корейской.

После увольнения из армии Игорь Иванович Шавша восемь лет был началь­ником летной подготовки Таганрогского аэроклуба и еще восемь лет руководил детско-юношеским клубом «Дружба». Мальчишки и девчонки жадно слушали рассказы бывалого летчика, учились стре­лять из воздушного оружия, (желающие могли даже сдать на разряд по стрельбе из воздушной винтовки). Но самое глав­ное, каждый, кто занимался в клубе, мог примерить на себя настоящий комбине­зон боевого летчика такие комбине­зоны летчики надевают для полета в стра­тосферу. Повезло тем, кому в жизни встретился такой человек, как Шавша. А как складывалась его собственная жизнь?

...Простой деревенский парень, ро­дился в Украине, в Черниговской  области  в селе Шептаки. С детства любил все, что связано с авиацией, обожал рассмат­ривать фотографии великих летчиков - Чка­лова, Водопьянова... Но под их снимками всегда писал: «Шавша -  летчик, Шавша - летчик» - настолько сильно хотел быть лет­чиком. По этой причине хотел поступить в аэроклуб. Как человек честный, он напи­сал в заявлении, что его дедушка был по­пом. И в училище его не зачислили как внука «служителя культа». В аэроклубе занимались девчонки-курсантки, Игорь взял у одной из них парашют и хотел по­веситься на стропах. К счастью,   спасли.

После этого его вызвал инструктор Колесников, который очень любил Шавшу, поговорил с ним и посоветовал боль­ше про своего деда никому ничего не рас­сказывать. Он же помог Шавше поступить в летное техническое училище. Так Игорь стал курсантом.

Из училища он должен был выйти лей­тенантом технической службы. Но в воз­духе пахло войной, и их выпустили дос­рочно - в звании сержантов. Поздравили, выдали обмундирование и на фронт. По дороге в свой полк, в Великих Луках — попали под первую бомбежку. Бомба уго­дила в поезд. Шавшу ранило в ногу. Мно­гих убило. Так 17-летний юноша впервые узнал, что такое война.

- На моих «Яках», которые я готовил к полетам, - говорит И.И. Шавша, - за пол­тора года войны погибли 7 летчиков. Пред­ставьте мое состояние: я готовлю само­лет, провожаю летчика, жду... Смотрю в небо... Нет и нет... Не дай Бог больше пе­режить такое! Лучше летать самому в небе, чем ждать других на земле! Нако­нец, я получил возможность учиться на летчика. И знаете, кто меня обучал этой настоящей мужской премудрости? Девуш­ки! Хрупкие да маленькие такие, настоя­щие «таракашки» - лейтенанты Буланова и Федорова. И причем летать учили на «И-16», одном из самых сложных самолетов, на котором не любил летать даже Чка­лов. Потом я освоил и другие самолеты...

Во время Великой Отечественной Шав­ша служил в полку «Нормандия-Неман» техником-механиком. О том времени, о французских летчиках, их героизме и му­жестве, человечности у Игоря Ивановича остались самые лучшие воспоминания. Французские летчики прославленного пол­ка «Нормандия-Неман» в годы второй ми­ровой войны вместе с русскими боевыми товарищами героически сражались с не­мецкими захватчиками, освобождая Евро­пу от фашизма.

Дело в том, что французские летчики летали на наших самолетах «Яках», техникам-французам обслуживать их было непросто, и техников отправили во Фран­цию, а к «Якам» приставили наших техни­ков. Шавша оказался в числе специалис­тов полка... Французам наши специалис­ты понравились. Да и Шавша, по его сло­вам, взял многое от французских летчи­ков. Многие из них сложили головы в боях за нашу Родину: Из 82-х летчиков в жи­вых осталось 40...

- Мне досталась миссия сопровождать летчиков, когда они возвращались домой во Францию, - рассказывает И.И. Шав­ша. - Наше правительство решило пере­дать в дар французским летчикам само­леты, на которых они воевали. Мы их пе­регоняли во Францию, я передал свой «Як-3» командиру полка Пьеру Пуйяду. Кста­ти, он и сейчас жив. Наш 18-й Гвардейс­кий дважды Краснознаменный ордена Су­ворова Витебский полк был награжден  орденом Почетного легиона Франции «Нормандия-Неман». Я являюсь почетным летчиком этого полка. После  второй ми­ровой полк воевал с американцами уже в другой войне, о которой долгие годы ник­то в нашей стране не знал -   корейской.

В 1 946 году я начал летать на самых первых реактивных самолетах. В 1947 году участвовал в Параде Победы в Москве, на «Як-15» летал над Красной площадью. В том же году группа летчиков в составе шести человек, среди них и я, была на при­еме у главы государства Сталина. Мы показывали, что умеем, и кто мы такие, и что могут простые лейтенанты советс­кой авиации. А как нас потом встречали! Да, тогда в стране ценили и уважали лет­чиков.

...А потом, в 1950-м, началась корей­ская война, и наша страна помогала Ко­рее. И снова Шавша попал в самое пекло— участвовал в корейской войне с 1951 по 1952 годы. Нашим летчикам приходилось очень сложно. Особенно тем, у кого не было военного опыта. У Шавши опыта тоже не было: ведь он во время второй мировой был не летчиком, а механиком. Но ему повезло - он попал в звено к опыт­ному ведущему-фронтовику, который фактически научил его воевать.

У американцев было 8 типов боевых самолетов. Один из них Ф-86, стрело­видный «Сейбр». По многим параметрам он был лучше нашего у нас не было та­ких мощных тормозов, их самолеты вели себя лучше и на средних высотах, у них была лучше горизонтальная маневрен­ность... Зато у наших «МИГов» был мощ­нее огонь. И наш самолет был намного живучее. Бывало, мы возвращались на аэродром с 30-ю дырками - пробоинами, но возвращались! И были живы.

Когда я сбил 4-й самолет, пилота Гар­ри Мора взяли в плен. На допросе разре­шили присутствовать и мне. Я очень хотел посмотреть в глаза этому пилоту. Допра­шивал его наш командир, трижды Герой Советского Союза  Кожедуб:

Нам приходилось взлетать над Китаем, а оттуда уже заходили на Корею, это 38-я параллель. Мы должны были летать стро­го по коридору, который прозвали «крас­ной аллеей». Только туда и обратно, ни на метр  в сторону и ни на метр дальше, ина­че окажемся или над океаном, или над вра­жеской Японией. Но самое противное — это было солнце. Все военные действия велись с утра до обеда. Мы взлетали про­тив солнца, оно нас слепило настолько, что мы подчас не видели противника, даже когда он был рядом, и это давало ему большие преимущества. Американцы же взлетали с территории Японии и все время летели по солнцу. Или, допустим, я преследую американца, он уходит в сторону моря, а мне туда лететь нельзя. С нас взяли расписку, что мы туда ни в коем случае летать не будем, и что не дадимся врагу живыми. И за всю войну в Корее американцам не удалось взять в плен ни одного нашего летчика.

Я ненавижу войны. Я, участник двух из них, считаю, что нет ничего страшнее. Но я не знаю ничего лучше, чем миссия защитника своей Родины... Я видел горе опустошения в нашей стране, я видел, как выжигали Корею напалмом... Я видел, как под самолетом горят улицы, как горят живьем люди, и этот запах гари, запах горелого человеческого мяса преследо­вал нас долго...

Игорь Шавша начал корейскую войну младшим летчиком, а через год стал ко­мандиром эскадрильи. В 53-м году при­ехал в Таганрог, где до демобилизации из армии служил на таганрогском воен­ном аэродроме...

...В числе его учеников бывший глав­ком ВВС Михайлов, летчики-асы Квочур и Пугачев, Толбоев и Филатов, космонавт Джанибеков и многие другие.

Его самолет, последний, на котором он летал, СУ-7 под номером «77» стоит и сейчас на площади Авиаторов перед вхо­дом в таганрогский авиагородок...

Шавша по-прежнему в строю. Он по-прежнему болеет душой за страну, за авиацию. Он и сегодня не может смирить­ся с тем, что в стране закрыты 8 летных школ, и среди них - воспитавшее многих великих летчиков Ейское авиационное учи­лище. Шавша и сейчас считает, что нельзя было топить станцию «Мир», что россий­ская авиация должна занять в стране дос­тойное место... Он и сегодня болеет ду­шой за все угнетенные и униженные стра­ны, которым после распада Союза ока­залось некому помочь...

Такой он неравнодушный гвардии полковник в отставке Игорь Шавша. Во­енный летчик-истребитель I класса, учас­тник двух войн, воин-интернационалист, лауреат Форума «Общественное призна­ние», почетный летчик полка «Нормандия-Неман». 50 лет в авиации, летал до 60-ти лет! Игорь Шавша освоил 40 типов самолетов и планеров СССР, США, Польши, Чехос­ловакии, Кореи, Китая, Франции...

В двух войнах обслужил 250 боевых вылетов на истребителях, выполнил сам 150 боевых вылетов в Корее. Сбил 5 са­молетов противника лично, в группе 8. Сам был сбит дважды. Участник военного парада на Красной площади в 1947 году. Обучил более 50-ти настоящих летчиков, среди которых Герои СССР и России, генералы и полковники, заслуженные лет­чики-испытатели, военные летчики, космо­навты...

Был ранен в боях неоднократно, пере­нес два инфаркта и клиническую смерть. Но ничто не может сломить его духа и крепости. Его патриотизма и оптимизма...

Откуда черпает силу этот мужественный человек, чья жизнь была неразрывно связана с защитой Отече­ства, с войной, с постоянной угрозой собственной жизни? Сам летчик-ас, хотя и не является глубоко верующим чело­веком, однако считает, что в самые трудные моменты жизни ему всегда по­могал Бог. И действительно, некоторые факты биографии Шавши могут пока­заться весьма интересными - когда его спасли буквально из петли, когда Игорь Шавша все-таки получил возможность учиться летать и стал летчиком.

В самых сложных ситуациях он все­гда вспоминал о Боге:

...Весьма верно замечено, что на вой­не неверующих нет. Во время беседы Игорь Иванович упомянул очень инте­ресный факт: «Когда мы встречались с моим учеником космонавтом Владими­ром Джанибековым на его пятидесяти­летии, после всех официальных мероп­риятий он наклонился ко мне и тихо ска­зал: «Передайте Елене Леонидовне, что Бог есть».

Для верующего человека этот факт весьма показательный. Ведь все мы слы­шали еще со школьной скамьи заявле­ния атеистов-учителей, что, дескать, Га­гарин в космос летал, но Бога там не  видел. На эти доводы остроумный ответ дал знаменитый хирург, лауреат Сталинской премии, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Я много раз делал трепанацию черепа, но ума там тоже не нашел».

Игорь Шавша – человек, который не ищет бога. Бог в его душе и сердце. Шавша знает, что бог  - это все, это прежде всего добро и  справедливость.

 И служа Родине, Игорь Шавша служит людям и Богу. Так пусть же он дождется возрождения России! Он это заслужил.

назад